Нескучная судоку-2
В недавней записи от 17 мая я рассказывал о судоку ЧЁТ-НЕЧЕТ. И утверждал, что решать такую головоломку очень даже просто. Сегодня я раскрываю секрет своего метода решения таких головоломок. Основная фишка здесь состоит в том, чтобы в вашей голове можно было запросто разделить эту задачку на две подзадачи, которые решаются отдельно. Поскольку нам известны все поля с чётными числами, надо (мысленно!) отделить их от полей с нечётными числами. А решить каждую такую задачку значительно легче, чем всю сразу, целиком.
Подробности решения разберём на примере диаграммы 2 из поста «Нескучная судоку».
На рисунке ниже я показал, как должна выглядеть судоку чёт-нечет в вашей голове: она должна разделиться на две части. На одной диаграмме (левая нижняя на рисунке) вы рассматриваете ТОЛЬКО ЧЁТНЫЕ ЧИСЛА, а затем переходите к рассмотрению ТОЛЬКО НЕЧЁТНЫХ ЧИСЕЛ (правая нижняя на рисунке). Серые поля на рисунке – это пустоты, на которые не нужно обращать внимания.
Итак, рассматриваем левую диаграмму с ЧЁТНЫМИ числами. Их у нас, согласно условию игры, всего четыре: 2, 4, 6 и 8.
Я укажу только первые три шага для решения, остальные вы быстро найдёте сами.
Шаг 1. Исходя из набора четырёх чисел, в единственную пустую клетку нижней строки квартала e-b мы тут же ставим число 8, поскольку только его нет в этой строке из девяти клеток.
Шаг 2. В квартале d-a рядом с числом 2 можно поставить ТОЛЬКО 8. Ставим 8, а следом заполняем оставшуюся в этом квартале единственную пустую клетку числом 6.
Шаг 3. В квартале d-b в нижней строке недостающие числа 4 и 6 мы ставим именно в такой последовательности, чтобы не нарушать главное условие судоку.
Итого, после трёх описанных шагов заполнения, мы имеем такую диаграмму:
Здесь чёрным показаны числа, вписанные после шагов 1-3, а бледно-розовым цветом обозначены нечётные числа, которые мы в данном случае НЕ ДОЛЖНЫ ЗАМЕЧАТЬ.
Рассуждая аналогичным образом, чётные числа можно расставить на их законные места быстрее, чем прочесть последние два абзаца в этой заметке.
После занесения в диаграмму всех чётных, перейдём к «виртуальной» нечётной диаграмме (правая на самом первом рисунке). Теперь в нашем распоряжении пять чисел: 1,3,5,7 и 9.
Шаг 1. В единственную пустую клетку нижней строки мы тут же ставим число 9, поскольку только его нет в этой строке.
Шаг 2. В квартале b1-a1 в верхней клетке можно поставить ТОЛЬКО 5, значит в средней записываем 9 (до полного комплекта из пяти чисел).
Шаг 3. В квартале a1-a1 в средней строке заполняем единственную пустую клетку числом 3.
Итого, после трёх описанных шагов мы имеем следующую картинку:
Здесь, опять-таки, чёрным цветом указаны числа, появившиеся после шагов 1-3, а бледно-розовым цветом – те числа, которых для вас НЕ ДОЛЖНО существовать при расстановке нечётных чисел.
Вот и весь секрет.
Буду рад, если мой метод поможет вам такого рода головоломки решать гораздо быстрее, чем обычным способом.